Почему я плохо получаюсь и не нравлюсь себе на фото, а главное — что с этим делать?

ШКОЛА РАСКРЕПОЩЕНИЯ СТАНИСЛАВА МИРОНОВА
Станислав Миронов
Фотограф. Создатель школы раскрепощения и психологии позирования, сертифицированный международный коуч
Разберем 4 главные причины, почему мы не нравимся себе на фото, и дадим 12 советов, которые помогут подружиться с камерой и хорошо получаться на фото.

«Я не фотогеничная», «На фото я кажусь себе толстой», «В жизни я выгляжу лучше», «В зеркале красивая, на фото страшная»… Знакомые слова? Вы не задумывались, почему это такая распространенная проблема?

Недовольство своими фотографиями связано не только с особенностями внешности и мастерством фотографа. У него есть менее очевидные и более глубокие причины. Рассмотрим четыре объяснения, почему человек плохо получается на фото, и разберемся, что делать, чтобы получаться на фотографиях красиво и естественно.

№1. Историческое наследие

В XXI веке, несмотря на все достижения технологического и социокультурного прогресса, наш мозг по-прежнему приспособлен к условиям, которые существовали в далеком прошлом. Это проявляется в ряде автоматических реакций, которые сильно влияют на наше отношение к себе.

Опора на ожидания
Мозг постоянно обрабатывает огромное количество информации, касающейся окружающей среды и внутренних процессов. Чтобы справиться с этим потоком данных, вместо того чтобы каждый раз полностью переосмысливать новую информацию, мозг опирается на предыдущие знания и опыт.

Ожидания помогают нам быстро интерпретировать поступающую информацию. Когда мы смотрим на свои фотографии, наш мозг автоматически ищет подтверждение тому, как мы привыкли себя видеть и как ожидаем выходить на снимках. Если ожидания не оправдываются — мы ощущаем это как неудачу. Неоднократно испытавший это разочарование человек не любит фотографироваться.

Чувствительность к негативу
Мозг развился таким образом, чтобы быстро реагировать на потенциально опасные или угрожающие ситуации, поэтому он склонен к более интенсивным эмоциональным реакциям на негативные впечатления, чем на положительные.

Побочный эффект этого заключается в том, что мы склонны неосознанно преувеличивать недостатки и не замечать достоинства. Это относится и к фотографии: мы сразу замечаем свои морщины и неидеальную позу, считая, что плохо получились на фото, тогда как другие люди отмечают только задорные веснушки и выразительный взгляд.
Наш мозг «заточен» реагировать на недостатки, игнорируя достоинства, что отражается и на нашем восприятии своих фотографий.
Страх перед камерой
Многие наши эмоциональные реакции и рефлексы все еще базируются на примитивных механизмах. Когда мы плохо понимаем, как работает то или иное явление, мы склонны наделять его мистическими свойствами и считать его опасным.

Антрополог Леви-Брюль отмечает в своих трудах: на заре появления фотографии многие считали, что фотография может влиять на реальное состояние человека и даже — что фотографирование забирает часть энергии души.

Хотя сейчас камера уже привычная вещь, человек еще ощущает напряжение перед объективом. Это проявляется в натянутой улыбке, напряженном лице, застывших позах, и, конечно же, приводит к неудачным фотографиям.
Рассматривая старые карточки, можно ощутить напряжение, которое испытывали их герои во время съемки. Мало кто сейчас всерьез верит в магические свойства фотографии, однако остаточный эффект от исторических и культурных представлений о ней не стоит сбрасывать со счетов.
Напряжение перед камерой может быть остаточным эффектом исторических и культурных представлений о мощи и значимости фотографии, даже несмотря на то, что взгляды на нее существенно изменились с тех пор.

Что делать

  1. Разберитесь в основах фотографии: светотени, композиции, естественном позировании. Чем больше вы знаете о том, как это работает, тем лучше вы понимаете, как хорошо выглядеть на фото и более уверенно проявляться перед камерой.
  2. Найдите фотографа, которому сможете довериться и расслабиться в процессе съемки. У меня есть отдельная статья о том, как и где искать «своего» специалиста.
  3. Сделайте упражнение «Коллаж», которое я подробно описал в статье про принятие себя. Это поможет скорректировать негативное восприятие своих снимков.

№2. Ловушка социальных сетей

В научном издании International Journal of Interactive Mobile Technologies, которое изучает последствия развития мобильных технологий, в 2023 году вышел очень интересный материал. Это метаанализ 84 исследований, который подтвердил, что соцсети негативно влияют на самооценку девушек, провоцируя тревогу и неудовлетворенность своей внешностью.

Этому виной постоянное сравнение себя с другими, погоня за лайками, отретушированные фотографии, нереалистичные стандарты красоты и неблагожелательные комментарии на платформах социальных сетей.
Соцсети нередко бьют по нашей самооценке и мешают критически мыслить. Если отписаться от аккаунтов, которые бьют по вашей самооценке и заставляют сомневаться в своей привлекательности, станет только лучше.
Теория социального сравнения возникла в 1954 году. Согласно мысли ее создателя, Леона Фестингера, люди склонны сравнивать себя с другими в ситуациях, когда отсутствуют объективные критерии сравнения.

Это помогает нам понять себя и определить свое место в обществе. Например, начинающему фотографу изучение работ коллег поможет развиваться и искать свою нишу.

Позже, в 1989, теория была дополнена и уточнена Джоанной Вуд. Она добавила три важных положения, которые объясняют, почему и зачем люди прибегают к сравнению себя с другими:

1) мы хотим разобраться, какие мы на самом деле;
2) мы стремимся к развитию и самосовершенствованию;
3) мы хотим повысить самооценку.
3 варианта мотивации, побуждающей нас к социальному сравнению: стремление понять себя, развиваться и самоутвердиться.
Современные социальные сети создают иллюзию безграничных возможностей и идеальной жизни других. Мы сравниваем себя с «читерной» картинкой, созданной напоказ — неудивительно, что возникает чувство неудовлетворенности собой и недостаточности своих успехов.

Если человек хоть чем-то в своей жизни недоволен, социальные сети раздувают это чувство и укрепляют впечатление, что у остальных все хорошо, а у вас — нет. Если фото не набрало много лайков — точно что-то не так. Почему другие получили одобрение, а я нет? Видимо, я страшная или как минимум плохо получаюсь на фото.

Что делать

  1. Фокусируйтесь на личных ценностях и интересах, а не на внешних признаках успеха, таких как количество лайков или подписчиков. В этом хорошо помогает упражнение «Пирог самооценки», про которое я тоже рассказываю в статье про самопринятие.
  2. Используйте социальные сети как инструмент для обучения и развития. Подписывайтесь только на тех людей и контент, которые вдохновляют, поддерживают и поощряют делиться с миром тем, что вы считаете прекрасным.
  3. Приходите в мою Школу раскрепощения на занятия по исследованию себя перед камерой и в жизни. Уже через 2—3 недели вы ощутите разницу в своем восприятии и выражении эмоций, станете более уверенными в себе и открытыми миру, начнете принимать свою внешность и получаться на фото всегда.

№3. Привычка к зеркалам

Понятие «эффект простого присутствия» ввел психолог Робер Зайонк. Когда мы часто сталкиваемся с каким-то объектом, он становится более знакомым и приятным нам. Мы симпатизируем тем, кого видим регулярно, даже если не вступаем с ними в глубокие контакты.

Когда вы говорите, что в жизни выглядите лучше, чем на фото, то, скорее всего, имеете в виду, что в зеркале вы красивая, а на фотках нет. Иначе откуда взялось представление, как вы выглядите в жизни? Однако здесь есть подвох. Лицо, которое вы привыкли видеть в зеркале, а также то, что мы видим, включая фронтальную камеру смартфона — это отраженное по горизонтали отображение. Мы предпочитаем это изображение, потому что оно знакомо нам, а перевернутый обратно образ нам не нравится просто из-за того, что он выглядит непривычно глазу.
То, как вы видите себя в зеркале, отличается от восприятия вас другими людьми и от того, как вас видит камера.
Это подтвердил эксперимент американских социальных психологов Теодора Миты, Маршала Дермера и Джеффри Найта в 1977-м. Они показывали студенткам университета Висконсин по две фотографии: их портреты в обычном виде и в зеркальном отражении. Участницы выбирали свое отражение, а их близкие — фото «со стороны».

Кроме того, стоя перед зеркалом, мы непроизвольно придаем себе наиболее привычный вид: меняем выражение лица, меняем положение плеч и рук, вытягиваем шею. То же самое мы делаем перед тем, как снять селфи. Поэтому, когда мы видим себя под другим углом или в другой перспективе, возникает ощущение, что мы ужасно некрасиво получаемся на фото.

Девушка с этого фото видит себя в привычном ракурсе, но фотограф добавляет ему новое измерение.

Зеркало можно использовать непривычными способами, чтобы взглянуть на себя по-новому, например, как на этом снимке.

Зеркало играет ключевую роль в том, как мы воспринимаем себя. Оно предоставляет нам возможность видеть свое отражение в реальном времени, что создает у нас ощущение непосредственного контроля над нашим внешним обликом…

Фотография, в отличие от зеркала, представляет нас в моменте, зафиксированном без возможности изменения. Это статичное изображение может показывать нас в ракурсах и моментах, которые мы не видели ранее и не ожидали увидеть.

Что делать

  1. Поменяйте настройки камеры — отключите зеркальное отображение и начинайте знакомиться с непривычным вашему глазу и пока не слишком приятным вам лицом. Если это вызывает много противоречивых эмоций и тревоги, послушайте мой 25-минутный подкаст о том, почему мы не нравимся себе на фотографиях, что делать, чтобы почувствовать себя лучше и в целом о том, как хорошо получаться на фотографиях.
  2. Чаще фотографируйте себя и не удаляйте те снимки, которые кажутся вам неудачными, и периодически пересматривайте их. Спустя недели или даже месяцы вы сможете взглянуть на них по-новому, потому что перестанете сосредотачиваться только на привычных частях себя и познакомитесь с более целостным образом. Бонусом пройдет ощущение «не умею фотографироваться», а на смену ему придет — «как красиво!»
  3. Делайте упражнение «Знакомство со своим телом», про которое я рассказываю в статье про самооценку.

№4. Стремление к идеалу

Наш мозг легче и быстрее обрабатывает лица с симметричными и усредненными чертами лица, поэтому они кажутся нам более красивыми. Метаанализ Rhodes et al. 2001 года выявил, что людям разных культур самыми привлекательными кажутся лица, искусственно созданные с помощью усредненной совокупности лиц той же расы и пола, а все отклонения от среднего снижают привлекательность.
Люди склонны считать самыми красивыми лица, созданные путем усреднения черт.
Мы неосознанно хотим соответствовать этому идеалу. Исследователи Epley & Whitchurch в 2008 году попросили участников эксперимента выбрать свое реальное изображение среди нескольких. Большая часть фотографий была сделана на 10—40% симметричнее. 65% респондентов без колебаний выбрали фото, отредактированное на 10%.
Эксперимент Epley & Whitchurch, 2008
По мнению психолога Михаила Ромашкевича, мы не только стремимся быть лучше, но и пытаемся спрятать все, что нам в себе не нравится и отрицаем те части собственного образа, которые считаем неприемлемыми. Когда камера их фиксирует — мы сопротивляемся.

Что делать

  1. Узнайте больше о копинг-стратегиях — способах, которыми психика стремится защитить нас. Я подробно рассказываю о них в статье об уверенности в себе и в своем телеграм-канале.
  2. Тренируйтесь разделять объективное и субъективное с помощью упражнения «Мнения и факты» из статьи про самооценку.
  3. Приходите в терапевтическую и коучинговую работу. Когда вы подружитесь с собой, позирование перестанет вызывать чувство дискомфорта, а напротив станет мощным инструментом, который поможет разрушить множество барьеров, открыть новые возможности и стать намного счастливее.
Вы можете так же!
Примеры фотографий наших студентов с практических уроков по позированию и раскрепощению, все снимки демонстрируются без применения ретуши!

ВЫБИРАЙТЕ ПОДХОДЯЩИЙ ТАРИФ

Используйте удобный фильтр, чтобы выбрать формат, длительность и цену обучения. Нажимайте на карточку, чтобы узнать подробности и забронировать

Иван Охлобыстин, Кирилл Серебренников, Ингеборга Дапкунайте, Gone.fludd, Алексей Ягудин, Мария Кожевникова, Александр Васильев, группы ЗВЕРИ, Artik&Asti — лишь некоторые из моих клиентов.

Имея такой богатый опыт работы с людьми, я знаю как найти ключик к проблеме каждого.

Прорабатывая психологическую, эмоциональную, техническую и телесную стороны позирования в своем авторском курсе, я помогаю ученикам раскрепоститься, стать уверенне в жизни и, как следствие, на съемке
За 16 лет на съемках и 7 лет в преподавании я работал с тысячами людей разного уровня. С полными новичками, с владельцами бизнеса, с музыкантами, с актерами, с celebrity и другими
За 7 лет преподавания я обучил более 3000 учеников из 26 стран
@stanislav_mironov
Станислав Миронов
Хотите познакомиться? посмотрите уроки в записи!

Подписывайтесь на нас:

  • YouTube — фрагменты с занятий по фотопозированию, советы по раскрепощению, упражнения на работу с телом, мышлением и движением;
  • Telegram-канал — авторский канал о раскрепощении, психологии, позировании и фотографии;
  • Яндекс-Дзен — канал о позировании, фотографии, заметках о разных сферах жизни.
  • Пинтерест — ваше вдохновение в мире позинга: тесты, снепы, мудборды и подборки лучших идей по позам для фото;
  • Instagram — заметки, мысли о фотографии, позировании и психологии жизни;

Рекомендуем прочесть: